Skip to Content


Л. С. Бриллиант, В. Н. Кутрунов

КОНТАКТ ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ, ВЗГЛЯДЫ С ДВУХ СТОРОН

В статье изложены два сознательно не согласованных мнения представителя отраслевой науки и преподавателя университета по вопросам взаимодействия вуза и предприятия. Точки зрения опираются на совместный опыт работы в указанном направлении.

Л. С. Бриллиант

Обсуждение новых тенденций интеграционных процессов фундаментальной и прикладной науки.

Изложение соображений по настоящему вопросу продиктовано практикой отношений, сложившихся между ЗАО «Тюменский институт нефти и газа» (ТИНГ) и Тюменским государственным университетом (ТюмГУ) в лице кафедры математического моделирования факультета математики и компьютерных наук.

«Хождение» математиков в сектор прикладной науки нефтяного дела стало давней традицией. Как это ни покажется странным, но наиболее известные достижения здесь связываются с именами специалистов, овладевших основными фундаментальными знаниями в области точных наук: механики, физики, теории управления и. т. д. В этой связи уместным считается упомянуть Щелкачева В. Н., Боксермана А. А., Баренблата Г. И., Борисова Ю. П., Ревенко В. М., Кац Р. М., Максимова М. М., Каневскую Р. Д. и многих других.

Начиная свою научную деятельность в нефтяном секторе с решения частных задач подземной гидродинамики, в последующем они разрабатывали авторские конценции организации и методологии проектирования разработки нефтяных и газовых месторождений. Как правило, в своих исследованиях многие из них обращались к анализу глобальных процессов в мире потребления и развития энергетики, к вопросам законодательства в области недропользования, роли государства в регулировании деятельности вертикально-интегрированных нефтедобывающих компаний.

Приведенные обстоятельства не могут не учитываться при формировании научных коллективов проектных предприятий. Вопрос в другом: как выстраивать отношения с ВУЗом? Вспоминать о его существовании на стадии распределения выпускников, довольствуясь остаточным принципом, или принять участие в процессе становления молодого специалиста, пройдя с ним путь от первой курсовой работы до диплома?

На первом этапе интуитивно, а затем вполне осознанно мы выбрали вариант сотрудничества, плоды которого могут быть не столь быстрыми, но предполагают возможным уже на начальных курсах обучения выявление одаренных студентов и вовлечение их в процесс практической реализации знаний.

Нам представляется, что для специалистов, являющихся носителями точных, а потому несколько абстрактных знаний, очень важно увидеть точку приложения своего таланта, а потому и преимуществ фундаментального образования, если оно реализуется в решениях прикладных задач отраслевой науки.

Этот довод является важнейшей мотивацией сотрудничества и косвенным образом оказывает влияние на общеобразовательный процесс. Интерес здесь обоюден. Дорогостоящие технологические решения: бурение скважин, гидроразрыв пласта, выбор оптимальной технологии воздействия - требуют их обоснования, в том числе методами гидродинамического и геологического моделирования. Здесь важна не только формализация процессов - решение таких задач представляется в различных пакетах, как отечественных, так и зарубежных, сколько развитие методологии геолого- промыслового анализа, включающее, в том числе, как и формализацию частных задач, так и обоснование параметров, применяемых при описании физических или геологических процессов моделирования. Эти направления нам представляются исключительно важными, и «продвинуться» здесь без участия выпускников специалистов — математиков практически невозможно.

Если этот тезис верный, то развитие проектного института не представляется возможным без участия и сотрудничества с учебными центрами. В свою очередь, университет, по крайней мере, должен задуматься, для кого он готовит своих специалистов и какие знания или навыки будут востребованы в большей степени. Иными словами: специализация неизбежна, вопрос только в том, каким образом ее следует организовать.

Возможно, такая постановка вопроса со стороны покажется более чем нескромной, но есть опыт, и нельзя исключить факт присутствия в коллективе ЗАО «Тюменский институт нефти и газа» молодых специалистов Тюменского государственного университета. Все они без исключения сделали свой выбор в пользу «ТИНГ» в процессе двухлетней «стажировки», в течение которой, работая по мере наличия свободного времени, участвовали в выполнении тех или иных исследований, результаты которых составили основу последующих курсовых, а позднее дипломных работ.

Как правило, студенты привлекаются в коллективы, состоящие из специалистов разного профиля: геологи, геофизики, разработчики, химики, решающие тот или иной круг практических задач проектирования разработки конкретного нефтяного месторождения. В этом случае приобретенные в процессе обучения навыки в полной мере востребуются при формализации тех или иных задач проектирования.

Проявлением обратной связи является то, что наиболее знаковые проблемы становятся предметом обсуждения при защите курсовых работ и дипломных проектов на кафедре, что, в свою очередь, вносит изменения в тематику задач, решаемых в процессе обучения студентов. По наиболее актуальным из них формируются творческие коллективы преподавателей, студентов и специалистов проектного института.

Таким образом, при завершении обучения молодой специалист зачастую не стоит перед дилеммой выбора: он уже сделал его, как и определил основные направления развития знаний в аспирантуре. Парадоксально или нет, но, завершая учебу в университете, студент уже определяется и с тематикой диссертационной работы.

Еще одна мысль: присутствие в творческих коллективах специалистов - математиков стимулирует влечение к знаниям точных наук и у студентов, закончивших нефтяной ВУЗ. Последние, опираясь на известные преимущества, обусловленные специализацией и пониманием реальных процессов, прогрессируют, успешно участвуют в решении сложных задач проектирования разработки нефтяных месторождений.

Симбиоз знаний, основанный на принципах взаимного обогащения, при поддержке сотрудников кафедр уже двух учебных центров (Тюменский государственный университет и Тюменский государственный нефтегазовый университет) стимулирует дальнейшее обучение молодых студентов в аспирантуре. Если обратиться к статистике, то молодые специалисты, заканчивающие ВУЗы в течение 2-х последних лет, как правило, продолжают свою учебу в аспирантурах.

Настоящий опыт и размышления, возможно, покажутся спорными, но не оспариваемым является факт необходимой специализации студентов при решении прикладных задач в составе творческих коллективов сотрудников кафедры и проектной организации. Формы такого сотрудничества могут быть разными: это может быть как создание филиалов кафедр ВУЗа в научно-исследовательских организациях, так и наоборот, создание при высших учебных заведениях научно-исследовательских центров, имеющих целью реализацию научного потенциала сотрудников в практике решения тех или иных задач народного хозяйства.

 

В. Н. Кутрунов

В советской высшей школе существовал институт государственного распределения молодых специалистов, выпускников ВУЗов. Хотя бюджетное финансирование учебных заведений продолжается, теперь эта практика отменена. Какую позицию занять ВУЗу в этой ситуации? Какую позицию занять деканам, заведующим кафедрами, преподавателям и студентам? Вопрос этот действительно серьезный, так как является вопросом выживания.

В самом деле студенту надо начинать трудовую деятельность. На предприятиях теперь тщательно отбирают специалистов. Это очень важно, так как правильный отбор кадров для них является одной из составляющих выживания. Какой сотрудник нужен предприятию? Желательно, чтобы он был опытным. Молодого специалиста берут не очень охотно, предъявляют совокупность требований, таких, как высокий балл диплома, коммуникабельность, способность к быстрой адаптации, способность быстро переучиваться, известная доля амбициозности. Часто предпочитают мужчин. Чтобы не оказаться невостребованным студент вынужден приобретать опыт. Для этого он начинает работать с третьего курса, а иногда и раньше. Следствием этого является ухудшение его успеваемости. Нам на факультете математики и компьютерных наук ТюмГУ все эти тенденции хорошо известны. Наши студенты легко осваивают работу на персональных компьютерах. Из-за высокой потребности в специалистах по компьютерам, студенты легко устраиваются на предприятия. Затем, из-за недостатка времени, начинают игнорировать изучение математики, иностранного языка, мировоззренческих дисциплин, чем наносят себе серьезный урон. Эти естественные тенденции (почти законы) являются неотъемлемым свойством сегодняшнего дня, и бороться с ними можно всего лишь одним способом, показывать предприятиям, что наши специалисты интересны им именно широтой подготовки, включающей в себя хорошее знание компьютеров, математики, иностранных языков, широким мировоззрением. Эти свойства специалистов приводят к их коммуникабельности, способности к быстрой адаптации к быстрому переобучению и быстрому поглощению знаний из других предметных областей. Если эта точка зрения сможет возобладать как тенденция, то в результате обратной связи мы ощутим возрастающий интерес студентов к широкому и одновременно глубокому знанию. Они поймут, что именно эти свойства позволят им устроиться на престижную работу задолго до окончания университета. Это будет рекламной акцией. Школьники будут выбирать те ВУЗы, где создан такой уровень образования, обеспечивая этим успешное развитие соответствующего образовательного учреждения. Предприниматели будут набирать себе сотрудников из тех же ВУЗов, что снова работает на выживание и интенсивное развитие учебного заведения.

Для большинства преподавателей ранняя работа студента на предприятиях выглядит отрицательным явлением, так как студент уделяет меньше времени на изучение дисциплин и получает заниженную оценку. У преподавателя возникает неудовлетворенность своим трудом. Из-за того, что процессы вовлечения студентов в работу на внешних предприятиях быстро нарастали, их успеваемость из года в год ухудшалась и складывалось впечатление, что все хуже и хуже работает система среднего образования. Эта тенденция тоже имеет место. Из-за невозможности повлиять на систему среднего образования преподаватели пытаются убедить студентов лучше учиться и не работать. Среднестатистический преподаватель категорически убежден в правильности своих действий «моя задача дать хорошее образование, а не заниматься трудоустройством. Трудоустройство — прежде всего дело самого выпускника и, может быть, государства». Форма убеждения может быть жесткой, например, преподаватель не берет к себе работающих студентов для написания курсовых и дипломных работ, отказывает в приеме в аспирантуру Конечно, есть и те, кто приветствует раннее трудоустройство студентов. Они не хотят зацикливаться на научных проблемах, полученных когда-то в молодости в аспирантурах. С их точки зрения такое зацикливание приводит к топтанию на месте, к узости темы, ее выхолащиванию, да и к ненужности выпускника с такой специализацией. Они пытаются встать в позицию помощника для студента, помогают ему найти тему на стороне, вникают в эту, может быть незнакомую для них тему. Подход приводит к тому, что и у студента, и у преподавателя расширяется кругозор, они оказываются на пике проблем и интересов, характерных для данного времени, для данного региона. В связи с этим возрастает интерес сторонних организаций к выпускникам, следовательно, усиливается выживаемость образовательного учреждения. Одновременно, осознав интерес предприятия, студент начинает лучше учиться. Для него становится ясно, что хорошая учеба и ранняя профессиональная ориентация — средства в конкурентном выживании. Важно ли работать на выживаемость ВУЗа? Сейчас осуществляется попытка вернуться к госзаказу на выпускников отдельных специальностей. В рыночных условиях, установившихся и в сфере образования, вероятность успеха этого предприятия мала и незначительное бюджетное финансирование завтра станет еще меньше. Отсюда следует, что рабочие процессы в ВУЗе должны быть организованы так, чтобы основное образовательное звено - преподаватели осознавали, что их личное вознаграждение за труд и даже само существование ВУЗа напрямую зависят от связи со сторонними организациями. Это осознание не должно быть насилием, а должно опираться на личный интерес к такому контакту, по-видимому, на научный интерес. Личный интерес преподавателя будет приводить к тому, что он, не нарушая образовательные госстандарты, будет заинтересован в насыщении курсов современным фактическим материалом. Этим будет обеспечено движение среднестатистического преподавателя в сторону контакта с промышленными и научными организациями, вызывая соответствующее встречное движение. В этой деятельности необходимо следить за сохранением и усилением фундаментальной части образования. Без фундаментального образования университет уже не университет (пропадает универсализм), выпускник теряет свои лучшие отличительные свойства.

Заведующие кафедрами и деканы осознают необходимость серьезной работы с внешними предприятиями хотя бы по той причине, что в существующей ежегодной отчетности приходится отвечать на вопросы о мерах по трудоустройству выпускников, о формах связи с научными и промышленными организациями. В некоторых случаях добиться успеха в указанных направлениях легко. Легче добиться успеха в продвижении выпускников, связанных с престижными специальностями. Выпускники и студенты без труда устраиваются на работу. Из-за возникающего дефицита специалистов и необходимости обеспечения надежных кадровых тылов предприятия предпочитают долговременные контакты с учебным заведением. Остается понять эту ситуацию, и для обеспечения действительного взаимовыгодного контакта ввести ее в определенные организационные рамки. В этот момент возможно расширение и укрепление форм сотрудничества ВУЗа и предприятия.

Труднее обеспечить прогресс в продвижении выпускников не престижных специальностей, к которым относятся большинство специальностей естественных факультетов. Заметим, что понятие "не престижная специальность" связано только с текущим моментом. Не престижные сегодня специальности завтра станут престижными и наоборот. Поэтому работа на "раскручивание" не престижной специальности и на организацию контакта с предприятиями соответствуюшего профиля является важнейшей работой ВУЗа, связанной с его выживанием. Понимание этих фактов уже сегодня должно приводить к определенным управленческим решениям (надо закрывать одни специальности, открывать другие, способствовать развитию третьих).

С позиций факультета математики и компьютерных наук мы видим, что в ТюмГУ администрация работает в указанном направлении. Можно отметить хотя бы следующие три пункта этой работы:

  1. Список специальностей университета ежегодно подвергается корректировке.
  2. Ежегодный административный запрос к факультетам о результатах работы по трудоустройству выпускников и контактам с предприятиями.
  3. Организационная работа по созданию базы данных выпускников университета.

Эта ежегодно обновляемая база данных должна обеспечить связи непосредственно между выпускниками, а также между выпускниками и ВУЗом, отвечать на вопросы о трудоустройстве и продвижении выпускников по служебной лестнице. Реальный процент трудоустроившихся и динамика продвижения по службе лучше всякого рейтинга характеризовали бы место университета в обществе, позволяли бы менять траекторию движения университета. Кроме того, постоянная связь с выпускниками — это одна из частных форм связи с предприятиями, которая должна перерастать во всеобъемлющую взаимовыгодную совместную работу.

Если проанализировать особенности развития специальности " математика ", то можно отметить, что начало процесса перестройки экономики России было связано с резким уменьшением финансирования образования, науки, с остановкой производства. В школах, высших учебных заведениях и академических институтах мизерные зарплаты, работают по инерции. Приток свежих кадров или не нужен совсем, надо ликвидировать предприятия, или нужен, например, в школы, однако государство не в состоянии обеспечить достойное вознаграждение. В университетах по инерции готовят математиков. Выпускники не идут в школы, нет интересной области приложения сил и в других направлениях. Устраивались на работу, но трудоустройство по специальности было случайным. Оживление экономической деятельности началось со становления частной торговли. Потребовалось большое количество специалистов экономических и юридических специальностей, понадобилось компьютерное обеспечение этой хозяйственной деятельности. Очевидно, что на новой технической основе должны были реанимироваться различные отрасли промышленности и появиться спрос на специалистов естественных и технических специальностей. Этот процесс действительно происходит сейчас и в Тюменской области. Он начался с преодоления негативных последствий переходного периода в нефтегазовой отрасли. Соответственно, были реорганизованы государственные отраслевые институты, обслуживающие эту отрасль и созданы новые, акционерные группы, более динамично работающие в том же направлении и в сопутствующих отраслях промышленности. Процесс этот стал активно развиваться около семи лет тому назад. Мы были уверены, что в этих условиях появится спрос на математиков. Более того, математики должны были стать более конкурентоспособными по сравнению с выпускниками технических ВУЗов. Мы считали, что наши выпускники быстрее адаптируются к любому естественнонаучному направлению вследствие особенностей университетского образования. Однако это предположение могло стать реальностью при условии, если хотя бы в какой-то мере так будут считать и руководители научных и производственных фирм. Это событие действительно произошло около шести лет тому назад, когда ЗАО "Тюменский институт нефти и газа" заинтересовался выпускниками математиками. Этот проектный институт работает в области проектирования процессов обустройства и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. После года работы наших выпускников руководство института пришло к выводу, близкому к нашему предположению. Возникшее сотрудничество продолжалось в наилучшем направлении, что может характеризоваться, например тем, что ТИНГ стал охотно брать не только выпускников, но и выпускниц нашего факультета. Сейчас там работают как выпускники, так и студенты четвертого и пятого курсов. Работа в институте поставлена так, что там наши выпускники как бы дозревают. Им выдается на год задача по тематике организации, затем заслушивается ряд промежуточных отчетов и проводится научная конференция по заслушиванию окончательного отчета. Молодым специалистам приходится проработать большое количество материала по новой предметной области, например, по геологии. Эти исследования превращаются в курсовые и дипломные работы. Институт оказывает обратное воздействие на факультет, в курсах появляются отдельные циклы лекций по соответствующей тематике. Интересные проблемы обсуждаются на научных семинарах студентов и аспирантов. Благодаря этому студенты, аспиранты и преподаватели начинают иметь некоторое предварительное представление о новых предметных областях. Взаимные контакты продолжаются и сейчас и могут приобрести какие-то новые формы. Нужно отметить, что развивающийся интерес к математикам захватывает и другие организации и наши выпускники работают теперь и в других, например, геофизичеких, научно-исследовательских и проектных организациях. Ценятся они тем, что обладают большой гибкостью ума, легко и самостоятельно осваивают новые пакеты компьютерных программ, внедряются в новые для них предметные области, производительно работают.

Все сказанное приводит к оптимистическому взгляду на будущее развитие ВУЗов, на перспективы науки и образования в нашей стране. Нарастающий интерес к естественным и техническим специальностям, в частности, к математике, свидетельствует о подъеме экономики России Для устойчивого развития и приданияя большей динамики этим процессам ВУЗы, промышленные, научно-исследовательские и проектные организации должны находить новые формы взаимодействия. Сейчас для этого наиболее благоприятный момент.